Образование самурая
Вопросом, который всегда волновал самураев, являлся вопрос об образовании. А, если быть точным, нужно оно им или нет? Самурайские философы считали, что образование далеко не первое, что должно присутствовать в воине. А начитанного человека они и вовсе сравнивали с книжным червем, которым не свойственен дух воина. Сингэн писал, что книжная ученость не обладает самоценной значимостью и является лишь путем получения подлинной мудрости. Для самурая знание приравнивается к действию, а действие, в свою очередь олицетворяет его мудрость.

Во времена кровопролитных воин дети самураев уже в возрасте шести лет в совершенстве владели мечом и копьем. Для этого они ежедневно до изнеможения обучались боевым навыкам. Так как это являлось единственным, что помогало выжить в сражениях. Многие самураи низших рангов могли в совершенстве владеть боевым оружием, будучи совершенно не грамотными. Что, кстати, их ничуть не смущало.

Многие самураи с презрением относились к изящным искусствам. Они придерживались мнения, что чрезмерная чувствительность может превратить воина в женщину. Киемаса, будучи полководцем, писал, что необходимо запретить самураю читать лирические произведения и посещать театры. Потому что, когда самурай берет в руки меч и виртуозно демонстрирует его, он мысленно уничтожает врага. Все действия исходят от его сердца. Если же в сердце самурая звучит музыка, то он перестает быть воином и в этом случае ему лучше совершить сэппуко.

Но многим самураям искусство стихосложения было вовсе не чуждо. А в эпоху Эдо образованность делала самурая истинным лидером общества. Дайдодзи утверждал, что так как самурай состоит во главе трех общественных классов и имеет обязательства перед ними, то ему следует быть всесторонне развитым. Требования от самурая в бусидо развития силы и боеспособности делает его грубым, с учетом этого он принесет мало пользы. Многие самураи достигли огромных успехов в таких искусствах как поэзия и музыка. Великий мастер меча Миямото Мусаси кроме этого достиг хороших знаний в области философии, искусстве и дизайне. Многие вожди самураев прославились своими стихами.

В эпоху Эдо многие самураи отдавали предпочтение мирным искусствам. В тысяча шестьсот девяносто четвертом году сегун Токугава устроил экзамен по боевым искусствам для самураев элитной части гвардии. В ходе экзамена выяснилось, что многие утратили умение сражаться. Зато они отлично танцуют, поют и слагают стихи. Ввиду этого сегун издал указ, в котором гласилось, что каждый самурай должен оттачивать боевые навыки. Опасения подтвердились. Изучение мирных искусств привели к утрате самурайского духа.