Искусство плавания в тяжелых доспехах

Япония – страна островная, и умение плавать у японцев в крови, так как продиктовано естественной необходимостью и является важным естественным умением. Поэтому плавание изучалось буси в обязательном порядке как искусство, часто подкрепляясь практикой. Даже поля сражений в Японии часто бывали изрезанными на реки, озера и проливы, не говоря уже о войнах между жителями соседних островов. Разумеется, для воинов водная преграда представляла собой не просто необходимость её преодолеть, но и усугублялось необходимостью перенести на другой берег оружие, доспехи, т.е. весь набор, обусловленный рангом буси.

В школах феодальной Японии буси различных рангов изучали воинские премудрости, среди которых практиковалась и наука плавания в тяжелых доспехах. Часть этих школ была связана с кланами, в них сохранялась относительная автономность. Одной из таких школ – Кобо Рю – удалось довести до высшего уровня совершенства эту специализацию будзюцу.

Помимо искусства плавания с доспехами, воины развивали свои способности до такого уровня, что, полностью находясь в воде, могли владеть различными видами традиционного оружия, вести бой под водой и даже нести знамя клана на длинном шесте. Они могли, не снимая доспехов, долгое время находиться на плаву и даже преодолевать немалые расстояния.

Если школы будзюцу различались по выбранному оружию, то школы плавания в доспехах специализировались на водных преградах различной глубины, ширины, особенностей природы. Были школы, сконцентрировавшие свое внимание на горных реках (Синдэн Рю, Мукаи Рю). Упражнения, которым обучались в таких школах, были весьма специфичными. Например, одно из них выполнялось с помощью бумажного веера, зажав который между пальцев ног или рук, нужно было постоянно держать над водой. Прошедшие такую школу воины могли свободно писать на бумаге, находящейся над водой, держа в одной руке ручку, а в другой листок.

Школа Сасанума учила переправляться через озера, а школа Канкаи специализировалась на плавании в открытом море, причем славилась умением плавать полулёжа мощными круговыми движениями ног.

Среди разных школ существовала жесткая конкуренция, и методы и технические приемы одной школы сохранялись в глубокой тайне. Поэтому воины, желающие постичь методы и приемы различных школ, вынуждены были учиться много лет, постигая их по очереди.

Лишь очень немногие из этих методик дожили до наших дней, а главная часть военного плавания «репертуара» рю была вытеснена методами ведения сухопутного боя.