Школа меча

Период войн, закончился в 1600-х годах. Именно тогда на окутанных туманом рисовых полях долины Сэкигахара произошла битва, сделавшая Токугава Иэясу безраздельным владыкой Японии и определившая судьбу страны на двести пятьдясят лет вперед.

Предки Дайдодзи Юдзана были вассалами клана Токугава, а клан Набэсима, которому служили Ямамото, относился к категории "тодзама" - так называли всех, кто подчинился Токугава Иэясу только после Сэкигахара. Основатель клана Набэсима - Набэсима Наосигэ (1538-1618) - вначале выступил на стороне Токугава, но внезапно перешел на сторону Тоетоми. Сменилось три поколения дайме, прежде чем растаял холод отношений сегунов Токугава к клану Набэсима.

Корни клана Дайдодзи восходят к семье Тайра, через Тайра Корэхира. Но сама фамилия была принята лишь в 15 веке, когда Исэ Таро, старший брат Ходзе Соуна, взял себе имя по названию находившегося неподалеку от его резиденции храма (по иным версиям - по названию деревни, в которой жил). Отец Юдзана служил Мацудайра Та-датэру - шестому сыну самого сегуна. Однако немилость Токугава по отношению к Тадатэру вскоре превратила Дайдодзи в ронинов.

Ронинами, - воинами без господина, без средств существования, - стали после Сэкигахара более полумиллиона самураев. Эту армию пополняли не только самураи, а и крестьяне считавшие себя самураем.

Мир Эдо, принес эпоху процветания и благополучия. Вырастали новые города, развивалась торговля и производство, но самураи могли только негодовать о том, что их жалование не растет, а социальный вес становится все меньше. Потомственные воины оказались не у дел. Новый идеал воина и ученого, сложившийся на основе собственных ценностей под китайским влиянием, подходил не всем. Ситуация выровняется со временем, но война не оставляла возможности для овладения искусством каллиграфии. Дело было даже не в том, как воину стать чиновником и счетоводом, а в том, что тревожило уже многих - дальшейшая судьба воинского сословия.

Муро Кюсо (1658-1734) писал: "До недавних времен самураи ничего не знали о деньгах и жили скромно. Я помню свою юность, тогда молодые люди никогда не говорили о ценах и были те, кто краснел от смущения, слыша непристойные рассказы. Вот так за пятьдесят лет изменились устрои".

Проблема росла. Проблема требовала разрешения. И появились голоса, призвавшие вернуться к былой простоте и воинским идеалам, или же рассуждавшие о "дисциплине ума", саособной помочь самураям в новой и непривычной обстановке.

Все были едины в одном: самураю необходимо заново обрести себя, свою роль и значение в изменившемся мире. Бусидо - Путь воина - требовал нового определения.