Принципы бусидо

Одним из следствий образования сословия воинов было формирование специфического мировоззрения военно-служилого дворянства - БУСИДО - неписаного кодекса поведения самурая в феодальном обществе, представлявшего собой свод правил и норм "истинного и идеального воина". Бусидо, первоначально трактовавшееся, как "путь коня и лука", в последствии стало означать "путь самурая, воина" (от "буси" - воин, самурай и "до" - путь, учение, способ, средство). Кроме того, слово "до" переводится еще и как "долг", и "мораль", что имеет соответствие с классической философской традицией Китая, где понятие "путь" является некой этической нормой (дао-дэ). Таким образом, Бусидо - это "Самурайская Мораль", "добродетель", и "морально-этический кодекс".

Бусидо касалось отношения самураев к социальной феодальной общности, к людям того или иного класса, государства. Содержание Бусидо вышло за рамки прежних традиций родоплеменного общества - оно включило в себя догмы буддизма и конфуцианства и имела в своей основе новые нормы поведения. Постепенно развиваясь, Бусидо превратилось в моральный Кодекс воинов, являющийся в тоже время преимущественно различных религиозных учений (буддизма, конфуцианство и синтоизма - национальной религией японцев), становилось также областью философского знания, предметом этики. Будучи слитом воедино с восточной философией, Бусидо носило характер практического нравоучения. Самураи считали его методом совершенствования психической и телесной гигиеной.

Бусидо нравственно осмысляло философское нравоучение в целом и было призвано научить самурая "правильной жизни" в феодальном японском обществе. Оно совмещало в себе копию бытия и изучения психики человека, решало вопросы, связанные с понятием сущности индивидуума, его роли в окружающем мире, смысла жизни, добра и зла, нравственных ценностей, и нравственного идеала. Воин, воспитанный в духе Бусидо, должен был четко осознавать свой моральный долг, в частности свои личные обязанности по отношению к сюзерену, должен был сам оценивать свои действия и поступки, морально осуждать себя в случае неправильных действий, нарушении своих обязанностей и долга. Такое моральное самоосуждение влекло за собой, как правило, самоубийство, совершавшееся по определенному ритуалу, путем харакири - вскрытие живота малым самурайским мечем. Таким образом самурай смывал кровью бесчестие позорящее его.

Источник: http://newsamurai.narod.ru/