Бусидо в переводе с японского языка означает путь воина. «Путь воина» - это этический свод правил поведения японского воина – самурая. Бусидо можно сравнить с кодексом чести европейского рыцаря эпохи средневековья. Свод правил Бусидо требовал от самурая беспрекословного выполнения поручений своего господина и признание военного дела единственным достойным война занятием. Кодекс возник приблизительно в одиннадцатом – четырнадцатом веках и был обобщен и изложен в виде единого свода правил, в годы правления Токугава. Кодекс стал до того национальным, что его стали называть «душа Японии».

Представления о чести в разные эпохи трактовали по-разному. Например, во времена войны Гэмпэй следовало перед началом поединка громко прокричать свое имя, родословную и подвиги предков, а во времена Сэнгоку вполне нормальным считали внезапное нападение, опираясь при этим на искусство первого удара. Называли это искусство иай-дзюцу. Во времена войны Гэмпэй сражения были похожи на череду дуэлей, во времена же Сэнкоку даже нападение троих войнов на обного считали вполне приемлемым.

В кодексе нашли свое отражение четыре учения. Прежде всего – буддизм, затем стоицизм, синтоизм и некоторые правила из учения Конфуция. Буддизм учил воинов вере в судьбу, стоицизм – презрению к смерти, стоицизм учил почитать предков, уважению старших и лояльности, а учения Конфуция давали возможность самураю сформировать в себе такие качества как, правдивость, милосердие, мужество и мудрость.

Слово самурай происходит от глаголов «охранять, служить». Первоначально трактовалось как личный слуга. Спустя некоторое время «самурай» трактовали как «вооруженный слуга», то есть определенный тип война. Религиозной основой морально-этических норм являлось конфуцианство и дзен-буддизм. Первое направление предполагало систему, опираясь на которую войн мог справиться со своими задачами. Второе направление основано на самодисциплине и воле посвященного. Дзен – учит опираться в частности на интуицию, а не на интеллект и предполагает движение вперед, а не обращение к прошлому. Направление требует не столько уверенности, сколько самоотречения и выхода за пределы понимания жизни и смерти. Дзен говорит о том, что долг война заключается в сражении и достойной смерти в поединке. Учение дает войну своего рода установку на тренировку, которая необходима для безукоризненного исполнения своего предназначения. Следует отметить, что учение дзен немного парадоксально. Дзен проповедует опору на интуицию, но при этом не исключает и существование Учения действий. И в этом случае войн прибегает к сочетанию принципа дисциплины и ученого знания.