Связь религии и боевого искусства

Разумеется, сам великий Будда много раз подчеркивал, что монахи и миряне ведут обособленное друг от друга существование. И такое положение вещей, безусловно, способствовало сохранению буддизма в качестве живой и активной традиции. Для всех буддистов земного шара, не зависимо от того, монахи они или миряне, наиболее ценными считаются три так называемые драгоценности, которые, в свою очередь, являются и тремя прибежищами для человека, решившего стать на путь буддийского учения. Что же это за драгоценности и прибежища? Три Драгоценности буддизма – или Триратна – это Будда, дхарма и сангха.

Буддизм, как мы помним, не выдвигает каких-то особых требований ни к внешней экипировке культа, ни к предварительной подготовке адепта. Тем не менее, буддийские наставления достаточно сложны для реализации их человеком и все более усложняются, в зависимости от того, насколько далеко адепт желает продвинуться на духовном пути. Правила для мирян значительно проще и малочисленнее, чем правила для монахов. И главное, ни у тех, ни у других, кроме своего собственного сердца, не существует никакого внешнего «контролера» (как, к примеру, Бога в христианской традиции), неустанно бдящего за выполнением этих правил. Единственный сдерживающий и направляющий фактор (даже если в сознании человека отсутствует необходимость творить добро ради добра) – это закон кармы, который сработает в любом случае в соответствии с тем, как мы будем себя вести.

Миряне, как мы уже поняли, играют важнейшую роль в жизни монаха, поскольку обеспечивают его материальные потребности. Именно поэтому, если бы буддийские монахи не поддерживали добрых отношений с миром, буддизму никогда бы не удалось стать тем, чем он стал. С учетом всего этого буддизм создал правила, регламентирующие супружеские и семейные отношения. Правила эти понятны и привычны для любого нормального человека. Например, родители должны правильно воспитывать своих детей, удерживая их от греха, направлять их на истинный путь, следить за тем, чтобы дети вступали в брак в нужном возрасте; передавать им свое наследство. Дети, в свою очередь, должны поддерживать своих родителей, свою семью, выполнять свои домашние обязанности, хранить традиции и не позорить память предков, подавать милостыню в память об усопших родственниках.

Тут стоит подчеркнуть и признанный многими профессионалами недостаток, характерный именно для восточной традиции боевых искусств. Недостаток этот заключается в невероятном для западного человека авторитете учителя. Но что же в этом плохого? Дело тут вот в чем. Учитель в восточной традиции практически приравнивался к божеству. Уровень его мастерства с самого начала считался недостижимым. Подобное положение вещей ставило в сознании ученика психологический барьер. Поэтому, несмотря на реальное мастерство учителя, ученик даже помыслить не мог не то что его превзойти, но даже догнать. Что из этого следует – ясно и без комментариев.