Свод правил "идеального" воина. Бусидо

Важным следствием появления воинского сословия, как такового стало оформление его специфического, даже своеобразного мировоззрения. Самураи жили по собственному кодексу - бусидо. Собственно, это был такой себе неписанный свод правил и норм поведения, он регулировал поведение самурая в обществе. В нем содержались указания на все случаи жизни для "истинного", то есть, "идеального" воина. Бусидо изначально трактовалось, как "путь коня и лука", а потом уже преобразовалось в "путь самурая и воина".

Мораль самурая

Если рассматривать дословно, то "буси" – это воин или самурай, а "до" обозначает путь или учение, а также способ и средство. Кроме этого, термин "до" можно переводить также, как "долг" или "мораль". Это полностью соответствует с классическим пониманиям философской традиции Китая. Там такие понятие, как "путь", считается своего рода этической нормой или «дао-дэ». То есть, «бусидо» - это такая себе "самурайская мораль" или "добродетель", а также "морально-этический" свод правил жизни.

Бусидо сумело нравственно осмыслить философское учение и взгляд на мир. В целом, оно было призвано учить самураев "правильному ведению жизни". Для феодального японского общества подобное было очень важно, ведь неконтролируемая воинская сила представляла собой реальную угрозу миру внутри страны. Бусидо совмещал в себе основы философской теории бытия, а также основополагающие факторы психики человека. Этот кодекс решал вопросы, так или иначе связанные с самой сущностью индивидуума и той ролью, которую он играет в окружающем мире.

Именно в бусидо самураи искали ответы на вопрос о смысле жизни, о добре и зле, там же они черпали свои нравственные ценности и нравственные идеалы. Воины, воспитанные в духе бусидо, должны очень чётко сознавать моральный долг. Это, в особенности, касалось их личных обязанностей в отношении сюзерена. Самураю нужно было самому оценивать собственные действия с поступками, если надо, то морально себя осуждать при совершении ошибки, либо нарушении обязанностей или долга.

Расположенность к моральному самоосуждениию влекла за собой готовность к самоубийству, совершавшемуся в соответствии с определённым ритуалом. Это то, что мы знаем, как харакири или вспарывание живота небольшим самурайским мечом. Самурай, таким диким образом смывал бесчестье собственной кровью и убирал со своего рода позор.

Принципы бусидо не объединялись в один свод и не излагались в том или ином литературном произведении феодальных времён, зато они нашли отражение в многочисленных легендах и в повестях прошлого, где рассказывалось о верности вассалов феодалу, об их презрении к смерти, о мужестве и о стойкости самураев. Стоит заметить, что бусидо - это сословная мораль. Она служила лишь самурайству, оправдывала определенные действия и отстаивала воинские интересы и воинскую честь. Лучше всего основные нормы требования Бусидо были сформулированы в "Начальных основах воинских искусств", автором которых является Дайдодзи Юдзан.