Идеология Бусидо


Указывая на то, что бусидо – это учение, мы можем невольно ввести в заблуждение. Хотя, в некоторой степени, это высказывание тоже является верным. Хотелось бы уточнить, что бусидо скрывает под собой выражение форм феодальной идеологии и основных положений, которые передавались из поколения в поколение на протяжение большого количества времени. Бусидо представляет собой особую мораль, которая вырабатывалась, входившими в господствующий класс Японии, сословиями воинов. Мораль представлялась в виде системы взглядов, оценок и норм поведения. Кроме этого, в эту систему входило воспитание самурайской молодежи, создание и последующее укрепление нравственности.

Нужно учесть и то, что бусидо являет собой сословную мораль. Мораль на протяжение многих лет оправдывала действия самурая и утверждением его интересов. Все требования, которые предъявляло бусидо к самурая хорошо сформулированы в работе Дайдодзи Юдзана «начальные основы воинского искусства». Содержание работы было следующим: храбрость самурая заключается в том, чтобы жить, когда это обоснованно, и умереть, когда это мотивированно. Самурай должен следовать к смерти с осознанием того, что подобает делать самураю, и, того, что оскорбляет его достоинство. Самурай должен обдумывать каждое сказанное им слово и всегда задаваться вопросом, является ли правдой то, что он хочет сказать? Самураю недостойно злоупотребление пищей и уж тем более распущенность. Независимо от того, каким делом занят самурай, он всегда обязан думать о смерти и сберегать это слово в своем сердце. В кодексе существует правило «ствола и ветви», которое самурай должен уважать. Ствол в правиле ассоциируется с родителями, а ветви – с детьми. Считается, что самурай, забывший правило, никогда не постигнет сыновней почтительности и, соответственно, не имеет права называться самураем. Истинный самурай – примерный верноподданный. Он не покинет своего господина даже при условии, что численность его вассалов со ста до десяти, а с десяти до одного.

Верность самурая во время военных действий проявляется в том, что он без тени страха и сомнения пойдет на вражеские стрелы и копья, если этого потребует долг. К трем природным добродетелям самурая сводятся верность, мужество и справедливость. Когда самурай ложится спать, ноги его должны быть обращены в противоположную сторону от резиденции сюзерена. Доблестный воин никогда не позволит себе целиться в сторону господина. Когда самурай, лежа в своей постели, услышит разговор о своем господине или пожелает сказать что-то сам, он непременно встанет и оденется. Подобно тому, что сокол никогда не подбирает брошенные на землю зерна, так самурай, воспользовавшись зубочисткой должен показать, что он сыт, даже если ощущает при этом чувство голода. Если противник самурая окажется сильнее и одержит победу над ним, то самураю следует назвать свое имя и умереть быстро с гордой улыбкой на лице.

Если в ходе военных действий самурая смертельно ранили, самурай должен высказать свое почтение в словах прощания старшим по положению и спокойно подчиниться неизбежному. Наряду с отличным владением оружием самурай должен владеть и искусством красноречия, которое он постигает через поэзию. Самурай должен в совершенстве владеть и искусством чайной церемонии. Возле его дома должен находиться скоромный чайный павильон, в котором должны быть размещены картины- какэмоно. В чайной церемонии допускается использование современных скромных чашек и нелакированного керамического чайника.