Стили боя на мечах. Япония

Существуют 2 основные системы, то есть, 2 стиля боя на мечах в Японии – это “Кенджутсу” и “Яйджитсу”. Именно посредством этих двух систем все искусство владения японскими мечами можно прочувствовать, понять и охватить. Поединок увлекает с первого взгляда. Но, понять в каком стиле идет бой, под силу лишь мастеру. Кенджутсу - это агрессивный стиль, содержащий 7 ключевых техник, из них 4 предназначены для длинного меча и еще 3 - для короткого. В кенджутсу очень мало фехтовальных элементов, зато важное значение уделяется выбору уязвимого места противника. Это нужно для нанесения ему решающего удара, либо серии ударов.

Главная цель - летальный исход соперника

В этой технике меч принято держать не одной, а двумя руками, хотя существует также техника фехтования или боя двумя мечами одновременно: малым и большим. Это то, что называется “рёто-дзукай”. В технику боя мечом вошли также разные техники защиты и нападения на соперников, вооруженных другими видами оружия. Речь не только о других видах мечей, но и об алебардах, палках и копьях вместе с прочими предметами. Легендарный Миямото Мисаси сделал частью тренировочного процесса деревянный меч, который он назвал “боккен”. Это точная копия настоящего меча, но сделанная из твердой породы древесины.

Впрочем, подобный меч не мог убить, разве что не слишком сильно травмировать. Так что в процессе тренировок смерть от неосторожного удара была исключена. Будь это бой двумя мечами, либо поединок с одним мечом, Мисаси сделал его менее травматичным и опасным.

Поскольку все тренировки проводились в условиях, которые были максимально приближены к реальной схватке, то они считались опасными. Кроме деревянного меча придумали еще одно ухищрение. Так, знаменитый мастер по имени Оно Тадаки стал использовать на тренировках защитные доспехи. Они состояли из шлема с забралом, нагрудника и других атрибутов. Он придумал вместо тяжелого деревянного использовать облегченный бамбуковый меч - “синай”. Этот предмет - в нескольких местах перевязанный пучок бамбуковых полосок. Вес такого учебного оружия не более полтора килограмма, а его длина немного меньше метра.

Помимо контактных методов тренировки активно развивалось искусство “кенджутсу ката”, то есть, формальных упражнений. Оно объединяло безопасную тренировку с отшлифовыванием движений боя. В ката применялись настоящие мечи, а мастера демонстрировали невероятно искусную технику владения, они разрубывали стрекозу на лету и перерубывали волос.

Существует также стиль боя на мечах с завязанными глазами. Там используется так называемое “внутреннее виденье”, но, лишь единицы смогли работать таким образом. Постепенно искусство кенджутсу трансформировалось и превратилось в кен-до. В нем “до” – это “путь”, а “искусство” и обозначает окончательный поворот от жестокости прикладного искусства в сторону спортивно-духовного начала.