Что включает в себя кодекс чести самурая?

Бусидо (яп. бусидо:, «путь воина») — этический кодекс поведения воина (самурая) в средневековой Японии. Является аналогом кодекса чести рыцаря в средневековой Европе. Кодекс Бусидо требовал от воина безусловного подчинения своему господину и признания военного дела единственным занятием, достойным самурая. Кодекс появился в период XI—XIV веков и был формализован в первые годы сёгуната Токугава.

Представления о чести в разные эпохи несколько различались, так, например, во время войны Гэмпэй полагалось перед поединком громко прокричать своё имя, подвиги предков и прочую родословную, а во времена Сэнгоку вполне нормальным считалось напасть без всякого предупреждения, полагаясь на искусство первого удара — иай-дзюцу. Кроме того, во время войны Гэмпэй сражения нередко смахивали на череду дуэлей один-на-один, а во времена Сэнгоку даже вне поле боя напасть втроём на одного считалось вполне нормальным.

По этому кодексу в старину воспитывался класс самураев; этот кодекс до такой степени национален, что его называют «душой Японии».

В кодексе «Бусидо» слились четыре учения. Мы находим здесь прежде всего влияние буддизма, который внес в «Бусидо» спокойную веру в судьбу, стоицизм в виду опасности, презрение к смерти; синтоизм внес учения о культе предков, сыновнюю почтительность, уважение к старшим и вообще лояльность.

В «Бусидо», наконец, вошли этические правила из учения Конфуция и Мэн-цзы. Высшие добродетели, по учению последних — правдивость, мужество, милосердие и мудрость.

Бусидо – путь воина – означает смерть. Когда для выбора имеются два пути, выбирай тот, который ведет к смерти. Не рассуждай! Направь мысли на путь, который ты предпочел, и иди!

Выполнение долга должно стать безукоризненным, а твое имя незапятнанным.

Бусидо – путь воина – приказывает сражаться отчаянно, насмерть.

«Любого противника, с которым ты сражаешься, считай настолько сильным, что с ним не управятся и десятки людей», – сказал Наосигэ из рода Набэсима.

Источник: http://www.doshinkan.su/