Воинские искусства Античности.

Привержанцам боевых искусств Востока хорошо известно то преображающее духовное воздействие, которое они испытывали со стороны китайского даосизма, конфуцианства или японского дзэна. Это воздействие было не чем иным, как Одухотворением воинских искусств (как и иных «мирных» искусств и областей деятельности). Здесь исток той удивительной жизнеспособности Традиции, которая сохранилась до наших дней и устремлена в будущее. Однако мало уже кто помнит о тех взлетах духовности, которые происходили на почве европейской традиции, и прежде всего в ее колыбели — античной Греции.

Сама Греция за много веков до н.э. оказалась на перекрестке духовных влияний Индии, Ирана, Египта. Они были восприняты мудрецами и посвященными Эллады, которые распространили их на все сферы деятельности, в том числе и на область воинской практики и профессиональной подготовки.. Как и на Востоке, среди духовных подвижников Древней Греции было немало прославленных атлетов, воинов и полководцев. Таким был легендарный Пифагор, который в VI в. до н.э. на эллинской почве осуществил синтез эзотерических (тайных) учений Египта, Вавилона, Иудеи, Ирана и Индии с тем, что он унаследовал от потомков легендарного верховного жреца Фракии Орфея. Таким же был знаменитый пифагореец (посвященный член религиозного пифагорейского ордена) Милон Кротонский — непобедимый атлет и выдающийся стратег.

Платон, как духовный наследник Пифагора и его школы, занимает особое место. Он оказался последним Великим Посвященным античности, принявшим эстафету «божественного огня» от своих предшественников. В учении Платона была воссоздана целостная концепция античного (орфико-пифагорейского) эзотеризма, которая, как и на Востоке, утверждала духовное единство мира, бессмертие божественной природы души и ее следствие — идею метемпсихоза (т.е. переселения душ), а точнее — идею духовной инволюции и эволюции.

Сокровенный смысл платоновского учения, которое подняло на небывалую высоту античные принципы духовного воспитания, конечно же, не был забыт. Он передавался в узком кругу посвященных учеников и членов платоновской Академии, которая просуществовала после его кончины еще 1000 лет и была закрыта императором Юстинианом только в 529 г. Первыми, кто приоткрыл завесу тайны над учением Платона, были философы неплатонической школы (среди них наиболее известны Плотин, Порфирий, Ямвлих и Прокл). Они указали на его мистериальные истоки и сакральный смысл.

Однако платоновское учение не могло избежать позднейших наслоений и искажений в экзотерических истолкованиях профанов. Пожалуй, своего апогея они достигли в современной «научной» философии и педагогике. Политически ангажированная философия немало потрудилась, чтобы превратить Платона в бездушную хрестоматийную куклу — «объективного идеалиста». Парадоксальным и чудовищным образом Платон преобразился. Вся античная традиция признавала в Платоне «целителя души», символического посланника солнечного бога Аполлона, факелоносца древних мистерий, несущего узникам, томящимся во мраке пещеры неведения, «незримый свет» Единого божества и дыхание Вечности. Теперь же Платон предстал как «философ-самоубийца», певец «казарменной утопии», которую начертал в своих последних (а на самом деле наиболее эзотеричных) диалогах — «Государстве» и «Законах». Подобному же извращению (оглуплению!) подвергся в официальной педагогической «науке» платоновский принцип гармоничного воспитания. Он превратился в стертое клише, в бездушный отвлеченный термин, бесконечно далекий от своего исконного сакрального смысла. Показать сказанное возможно, если отмыкать диалоги — «священное писание» Платона — эзотерическим ключом. Задача эта решена в одном из специальных моих исследований, посвященных Платону-эзотерику. Здесь же, сообразуясь с объявленной темой, я ограничусь лишь тем, что имеет прямое отношение к воинскимискусствам античности, начав с «истоков» платоновского учения — с рождения самого Платона.

Источник: http://www.bushido-mon.ru