Смерть в Японии, как культ

Япония – это очень загадочная страна. Её боевые искусства и религия очень интересны с точки зрения общечеловеческих принятых норм. Если же, практически во всем мире смерть – это что-то ужасное и неизвестное. То японцы не так категоричны. Считается, что смерть – это еще одно из проявлений «жизни», только вот духовной. Давайте же разберемся, что являет собой смерть в культуре данной страны?

Смерть — это факт, присущий жизни точно так же, как и рождение. Большинство буддистов отличаются от последователей синтоизма тем, что верят в некое подо¬бие рая после смерти, но не рая, который является воз¬награждением наиболее добродетельным людям, как его представляют иудаизм и христианство, а состояни¬ем абсолютного блаженства, отсутствия желаний и страданий. Некоторые буддисты полагают, что их дух вернется на землю, другие — что он непременно до¬стигнет этого состояния блаженства, рая Будды Амиды (Амитабхи).

Есть и те, кто считает, что после смерти физического тела их дух вольется в сумму всех душ все-ленной. Что касается синтоистов, то они не верят ни в ад, ни в рай, а считают, что после смерти станут невидимой высшей сущностью, коми. Сам же факт ухода из этого мира представляется им нечистым. Буддийские и синтоистские верования очень часто обращаются к те¬ме смерти, как правило, говоря о том, что смерть — не¬избежность, и никто, даже император, не может пере-хитрить ее, и было бы иллюзией считать ее более чем просто одним из жизненных событий. Тем не менее — это верование существовало с самого рассвета япон¬ской цивилизации — физическая смерть рассматрива¬лась не как нечто пугающее, но как что-то нечистое, и требовалось выполнить многочисленные ритуалы, чтобы избавиться от скверны. Поэтому похороны по синтоистскому обряду сопровождались проведением многочисленных очистительных ритуалов.

Так же, смерть – это переход души из одного «физического» мира в другой - «духовный» мир. То есть получается, что это один из этапов нашего пути. И заметьте пути не тела, а именно души.

Например, взять самураев. В других странах мира самоубийство, совершаемое этими воинами и называемое харакири, вызывало удивление и казалось недо¬стойным деянием. На самом деле этот способ уйти из жизни никогда не носил такого жестокого характера, как это со смакованием описывают рассказы, в кото¬рых герой вспарывает живот и вырывает внутренности в присутствии врага. Это чистейший вымысел. В дейст¬вительности тем, кто совершал сэппуку, вспарывая жи¬вот, почти всегда помогал друг или свидетель (кайсаку-нин), который должен был по приказу совершающего самоубийство отсечь ему голову саблей после того, как тот совершал ритуальное надрезание живота. Надрез не был глубоким и не задевал ни одного жизненно важ-ного органа, лезвие кинжала проникало в тело всего на несколько миллиметров, что не вызывало сильной бо¬ли. После совершения харакири помощник точным и сильным движением отсекал голову от тела.