Идеалы бусидо: смерть, честь, преданность

Бусидо для многих западных умов кажется чем-то малопонятным и непостижимым. Именно так он представлен, к примеру, в книжке барона Рассела «Рыцари бусидо». Данное явление очень глубоко связано с фактом подъема и укрепления японского империализма. Для Японии были характерны частые набеги и атаки пилотов камикадзэ и самоубийственные пехотные атаки вместе с жестокостями по отношению к военнопленным. Можно сказать, что нормы жизни древней Японии - это в некотором роде извращения. Но, современниками они воспринимались, как нечто, совершенно адекватное, само собой разумеющееся.

По сути, бусидо появилось, как некое течение, служившее не только нормативным, но и этическим кодексом для японской армии. По сути, бусидо стало порождением, совершенно никак не связанным с традиционными японскими представлениями про этику. И не важно, что в действительности бусидо было совершенно не таким, как его описывали в книгах и воспевали в песнях. То есть, идеализированный путь воина был вымышленным, но это крайне редко принимается во внимание современниками. К большому сожалению, мы имеем ничтожно мало глубоких, полноценных, академических книг, в которых освещалась бы роль самураев не только в истории, но и в обществе. Слишком мало рассказано о самой природе бусидо.

Подавляющее большинство работ, приобретших популярность, были написаны не специалистами, потому они представляют собой весьма ограниченный, сугубо личный авторский взгляд на бусидо. Из таких источников читатель неверно формирует свое представление о данном общественном классе. Для многих описаний самураев типичным является то, что они представлены героями, в то время, как это были слуги.

Самураи

Самураи посвящают собственные жизни одному единственному - это чести и преданности своим хозяевам. Это воины, убивающие разными древними способами, но никак не рыцари в ореоле волшебства и мистики. Самурай без малейших колебаний направит свой меч на себя, если так скажет хозяин. При этом, многие последователи пути бусидо были учеными и священнослужителями, ищущими в служении бескорыстия.

Таким образом, они старались обрести знания и внутренний мир. Они учились, как можно умереть, сохраняя внутреннее спокойствие. Самурай – это человек, у которого может быть лишь один хозяин. Он - слуга, который должен будет без колебаний убить себя, как только его повелитель отправится к праотцам. Лишь в этом случае он станет совершенством. Это основная мысль бусидо. Суть данного течения в триумфе чести над смертью.

Получается, что самурай представляет собой некую духовную машину для убийства, увлеченную идеей бескорыстной преданности и торжественной смерти. Причем, речь, как о смерти других, так и его самого. Он хладнокровно избавится от любого, если так повелит хозяин. Выходит, что всеми действиями самурая управляет бусидо, то есть, способ служения хозяину.