Бусидо - честь самурая

Кодекс Бусидо – честь самураев. Именно так называли совокупность жизненных правил, которые должны обеспечивать следование правильному пути наилучшим членам общества. Самураев считали хранителями чести и достоинства. Этот кодекс существует больше тысячи лет, при этом, он не утратил своей ценности, даже сегодня. Философия древнего Востока по-прежнему интересует прогрессивную часть современного общества. И этот интерес не случаен.

В период расцвета беспринципности и популяризации эгоизма, когда во всех сферах жизни видны рыночные отношения, ощущается тоска по особому, идущему изнутри, внутреннему покою и душевной искренности. Многие стремятся найти свой жизненный стержень через твердые и правильные принципы. Именно это может помочь как отдельному человеку, так и обществу, в целом. В этом плане путь Бусидо более всего интересен. И не так уж важно, что создавался он во времена феодализма. Тогда он соответствовал запросам Японии.

И пусть тот исторический период позади, но актуальность жизненных правил несомненна, даже сегодня. Страна Восходящего Солнца, несмотря на свой прогресс и развитие информационных технологий, по-прежнему почитает Бусидо. Конечно, не все его положения абсолютно и неизменно выполняются и, даже воспринимаются нашими современниками. Главное, что суть остается прежней. И она определяет характерные черты японского общества.

Сословия

Традиционное для средневековья общество Японии являлось строго структурированым. Каждое его сословие имело свои права с обязанностями. Такое положение вещей было результатом традиций, закрепленных строгой государственной властью. Выделяются 4 основные категории населения. Это крестьяне, торговцы и ремесленники с военной аристократией. Именно для последнего сословия и был создан кодекс Бусидо.

Путь самурая – японского воина определялся не только нравственными, но также этическими категориями, обеспечивающими опору его сёгуну, то есть, господину. Существующие в средние века вассальные отношения во многом определяли взаимоотношения крупных кланов. Управлял каждым таким кланом господин, которому присягали на верность все более мелкие феодалы, за это они получали от владельца земли и поместья, но должны были служить ему верой и правдой до конца своих дней.

Кодекс Бусидо – честь самурая, потому он был основан на долге, как наиболее важной и жизнеопределяющей категории. Там нет в чистом виде конфуцианства или буддизма, как нет и синтоизма. Отдельного внимания заслуживает отношение к смерти, пропагандируемое Бусидо. Оно формировалось, основываясь идее реинкарнации, кармы, на верности долгу и, конечно, на том, что честь самурая превыше всего. Именно такими были особенности пути бусидо.

Центровой фигурой мировоззрения у японских дворян была смерть. Ее не боялись, к ней стремились. И поскольку кодекс Бусидо считали жизненной философией, то истинные воины Японии всегда, в любой ситуации точно знали, как им поступать.