Бусидо / Требования бусидо в изложении Дайдодзи Юдзана
Четко и довольно вразумительно требования Буси-до сформулированы в «Начальных основах воинских искусств» Дайдодзи Юдзана: — Истинная храбрость заключается в том, чтобы жить, когда правомерно жить, и умереть, когда правомерно умереть. — К смерти следует идти с ясным сознанием того, что надлежит делать самураю и что унижает его достоинство. — Следует взвешивать каждое слово и неизменно задавать себе вопрос, правда ли то, что собираешься сказать. — Необходимо быть умеренным в еде и избегать распущенности. — В делах повседневных помнить о смерти и хранить это слово в сердце. — Уважать правило „ствола и ветвей". Забыть его — значит никогда не постигнуть добродетели, а человек, пренебрегающий добродетелью сыновней почтительности, не есть самурай. Родители — ствол древа, дети — его ветви — Самурай должен быть не только примерным сыном, но и верноподданным. Он не оставит господина даже в том случае, если число вассалов его сократится со ста до десяти и с десяти до одного. — На войне верность самурая проявляется в том, чтобы без страха идти на вражеские стрелы и копья, жертвуя жизнью, если того требует долг. — Верность, справедливость и мужество - три природные добродетели самурая. — Во время сна самураю не следует ложиться ногами в сторону резиденции сюзерена. В сторону господина не подобает целиться ни при стрельбе из лука, ни при упражнениях с копьем. — Если самурай, лежа в постели, слышит разговор о своем господине или собирается сказать что-либо сам, он должен встать и одеться. — Сокол не подбирает брошенные зерна, даже если умирает с голоду. Так и самурай, орудуя зубочисткой, должен показывать, что сыт, даже если он ничего не ел. |
|
|
|
||
|